Блок Александр Александрович
Блок Александр Александрович
1880-1921

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (5)


"А. Федоров. Путь Блока-драматурга"
Блок Александр Александрович - Рефераты - "А. Федоров. Путь Блока-драматурга"

                                     1 

В творческом наследии Блока драматургия составляет чрезвычайно
существенную часть - как в идейном, так и в художественном отношении. Шесть
его пьес, написанных в разное время (с 1906 по 1920 год), разнообразных по
темам, лаконичных, неожиданных по развитию сюжета, говорят об очень многом:
Блок не только как лирик, но и как драматург прошел большой и нелегкий путь,
никогда не останавливался, всегда искал нового.
К драматургии Блок пришел уже как зрелый поэт-лирик - автор "Стихов о
Прекрасной Даме" и "Нечаянной Радости", он был уже обогащен и умудрен опытом
событий первой русской революции, пережитых им с глубоким и страстным
сочувствием - недаром они нашли такое сильное выражение в его стихах той
поры. И обращение к драматургии не было случайным.
Блок, всю жизнь любивший театр, придавал ему всегда огромное значение -
нравственное и художественное. В его статье "О театре", написанной в 1908
году, в период воцарившейся политической реакции, мы находим знаменательные
слова, обращенные к будущему: "Более, чем какой бы то ни было род искусства,
театр изобличает кощунственную бесплотность формулы "искусство для
искусства". Ибо театр-это сама плоть искусства, та высокая область, в
которой "слово становится плотью". Вот почему почти все, без различия
направлений, сходятся на том, что высшее проявление творчества есть
творчество драматическое... Именно в театре искусству надлежит столкнуться с
самою жизнью, которая неизменно певуча, богата, разнообразна" {А. Блок.
Собрание сочинений в 8 томах, М.-Л., 1960-1963, т. V. М.-Л., 1962, стр. 270.
(В дальнейшем ссылки на статьи и письма Блока - по этому изданию, они даются
в скобках после цитаты: римская цифра обозначает том, арабская -
страницу.)}.
Убеждение в высоком призвании театра никогда не оставляло Блока, и не
случайно, что такие же мысли, как и в 1908 году, он высказал в "Письме о
театре", носящем даты: 19 сентября 1917 - 3 апреля 1918, а это было время,
когда перед лицом великих исторических свершений поэт относился к каждому
своему слову с чувством исключительной ответственности. "Театр, - писал он
теперь, - есть та область искусства, о которой прежде других можно сказать:
здесь искусство соприкасается с жизнью, здесь они встречаются лицом к лицу;
здесь происходит вечный смотр искусству и смотр жизни; ...рампа есть линия
огня; сочувственный и сильный зритель, находящийся на этой боевой линии,
закаляется в испытании огнем..." (VI, 273).
В обоих случаях Блок говорит о связи театра (и искусства вообще) с
жизнью, но при этом он менее всего имеет в виду пассивное отражение жизни в
художественном творчестве; он понимает их соотношение как взаимодействие,
как столкновение и слияние двух больших сил. Вот почему для Блока темы "Поэт
и жизнь", "Театр (или искусство вообще) и действительность" принадлежали к
числу самых острых и основных, сочетаясь также и с темой "Мечта и жизнь".
Эти темы с особенной отчетливостью проходят именно через его театр, принимая
на разных этапах его развития разные формы воплощения. Изображение важных
конфликтов - идейных, социальных, душевных - именно в жанре драмы
приобретало новую острогу и силу. Действительность же, порождавшая эти
конфликты, то есть стоявшие за ними события современности и собственные
переживания поэта, отображалась отнюдь не прямо, а в высшей степени
опосредованно, сложно преломляясь уже по тем художественным принципам, какие
были присущи всему творчеству Блока. Эти принципы - огромная смысловая
емкость слова, исключительное умение обогащать все сказанное новыми
значениями, как бы просвечивающими сквозь обычный смысл слов, высокий лиризм
и эмоциональность, сжатость изображения, которое не задерживается на одном и
быстро переходит к другому - новому и неожиданному.

2

Первые свои три пьесы Блок написал в 1906 году. Объединив их потом в
отдельной книге под названием "Лирические драмы" (1908), он в своем
Предисловии особо оговорил их лиризм: "...три маленькие драмы, предлагаемые
вниманию читателя, суть драмы лирические, то есть такие, в которых
переживания отдельной души, сомнения, страсти, неудачи, падения, - только
представлены в драматической форме". А в конце предисловия он сказал и о
том, как он понимает их связь с современностью: "...мне кажется, здесь нашел
себе некоторое
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Блок Александр Александрович - Рефераты - "А. Федоров. Путь Блока-драматурга"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"